Добрый день. Скажите будет ли амнистия в этом году?
Александр.

Уважаемый Александр.

На сегодня имеется паспорт проекта амнистии от 20.03.2020 г., его текст имеется в различных правовых базах данных. Для сведения публикую его для Вас. Документ предоставлен КонсультантПлюс

Проект N 926717-7

Внесен депутатом Государственной Думы С.А. Шаргуновым

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ОБ ОБЪЯВЛЕНИИ АМНИСТИИ В СВЯЗИ С 75-ЛЕТИЕМ ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941 - 1945 ГОДОВ

В ознаменование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, руководствуясь принципом гуманизма, в целях укрепления гражданского мира и согласия и в соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 103 Конституции Российской Федерации Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

  1. Освободить от наказания:
    1. осужденных к лишению свободы за умышленные преступления на срок до пяти лет включительно, ранее не отбывавших лишение свободы;
    2. осужденных к лишению свободы на срок до пяти лет включительно за преступления, совершенные по неосторожности;
  2. Освободить от наказания в виде лишения свободы независимо от назначенного срока:
    1. лиц, принимавших участие в боевых действиях по защите Отечества, и приравненных к ним лиц;
    2. лиц, выполнявших воинский либо служебный долг в Афганистане или других государствах, где велись боевые действия;
    3. военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также иных организаций, участвовавших в выполнении задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона;
    4. лиц, награжденных государственными наградами СССР и (или) Российской Федерации;
    5. лиц, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие этой катастрофы либо вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча;
    6. женщин, имеющих несовершеннолетних детей и (или) детей-инвалидов (за исключением совершивших преступление в отношении этих детей), беременных женщин;
    7. мужчин, имеющих несовершеннолетних детей и (или) детей-инвалидов (за исключением совершивших преступление в отношении этих детей);
    8. женщин, являющихся женами инвалидов войны I или II группы, а также вдовами или одинокими матерями, чьи мужья и (или) сыновья (дочери) погибли при защите Отечества;
    9. лиц старше 55 лет;
    10. инвалидов I или II группы, а также больных активной формой туберкулеза, отнесенных в установленном порядке к I или II группе диспансерного учета, и больных онкологическими заболеваниями III или IV клинической группы.
  3. Освободить от наказания:
    1. осужденных к лишению свободы за преступления, совершенные в возрасте до 16 лет;
    2. осужденных к лишению свободы на срок до шести лет включительно за преступления, совершенные в возрасте от 16 до 18 лет, ранее не отбывавших лишение свободы.
  4. Освободить от наказания:
    1. осужденных за преступления, предусмотренные частями второй и третьей статьи 212, статьями 212.1, 284.1 Уголовного кодекса Российской Федерации;
    2. осужденных за неоконченные преступления, предусмотренные частями первой и первой.1 статьи 212 Уголовного кодекса Российской Федерации;
    3. осужденных за преступления, совершенные в ходе собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирований (в том числе несанкционированных) их участниками.
  5. Освободить от наказания условно осужденных, условно-досрочно освобожденных от оставшейся неотбытой части наказания до дня вступления в силу настоящего Постановления, осужденных, которым до дня вступления в силу настоящего Постановления неотбытая часть наказания заменена более мягким видом наказания или отбывание наказания которым отсрочено, а также осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы.
  6. Прекратить находящиеся в производстве органов дознания, органов предварительного следствия и судов уголовные дела о преступлениях, совершенных до дня вступления в силу настоящего Постановления, в отношении:
    1. подозреваемых и обвиняемых в совершении умышленных преступлений, за которые предусмотрено максимальное наказание, не превышающее пяти лет лишения свободы, ранее не отбывавших лишение свободы;
    2. подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений по неосторожности, за которые предусмотрено максимальное наказание, не превышающее пяти лет лишения свободы;
    3. подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, за которые не предусмотрено наказание, связанное с лишением свободы;
    4. лиц, указанных в пункте 2 настоящего Постановления;
    5. подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в возрасте до 16 лет;
    6. подозреваемых и обвиняемых в совершении в возрасте до 18 лет умышленных преступлений, за которые предусмотрено максимальное наказание, не превышающее шести лет лишения свободы, ранее не отбывавших лишение свободы;
    7. подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, указанных в пункте 4 настоящего Постановления.
  7. По уголовным делам об умышленных преступления, за которые предусмотрено наказание свыше пяти лет лишения свободы и которые совершены до дня вступления в силу настоящего Постановления лицами, ранее не отбывавшими лишение свободы, суд, если признает необходимым назначить наказание до пяти лет лишения свободы включительно, освобождает осужденных от наказания.
  8. По уголовным делам о преступлениях, совершенных по неосторожности, за которые предусмотрено наказание свыше пяти лет лишения свободы и которые совершены до вступления в силу настоящего Постановления, суд, если признает необходимым назначить наказание до пяти лет лишения свободы включительно, освобождает осужденных от наказания.
  9. По уголовным делам о преступлениях, которые совершены до дня вступления в силу настоящего Постановления, суд, если признает необходимым назначить наказание условно, назначить наказание, не связанное с лишением свободы, либо применить отсрочку отбывания наказания, освобождает осужденных от наказания.
  10. По уголовным делам о преступлениях, за которые предусмотрено наказание свыше шести лет лишения свободы и которые совершены до дня вступления в силу настоящего Постановления лицами, совершившими преступление в возрасте от 16 до 18 лет и ранее не отбывавшими лишение свободы, суд, если признает необходимым назначить наказание до шести лет лишения свободы включительно, освобождает осужденных от наказания.
  11. Сократить срок наказания в виде лишения свободы, назначенного лицам, не подпадающим под действие пунктов 1 - 4 настоящего Постановления, по приговорам, вступившим в законную силу до дня вступления в силу настоящего Постановления:
    1. осужденным к лишению свободы за преступления, совершенные по неосторожности в возрасте от 16 до 18 лет, - на три четверти;
    2. осужденным за умышленные преступления, совершенные в возрасте до 18 лет, не подпадающим под действие подпункта 4 настоящего пункта, - наполовину;
    3. осужденным за преступления, совершенные по неосторожности в возрасте старше 18 лет, к лишению свободы на срок от пяти до десяти лет - наполовину;
    4. осужденным за умышленные преступления к лишению свободы на срок до пяти лет включительно - на две трети;
    5. осужденным за умышленные преступления к лишению свободы на срок от пяти до десяти лет включительно - наполовину;
    6. лицам, осужденным к лишению свободы на срок свыше десяти лет, ранее не отбывавшим лишение свободы, - на одну четверть.
  12. Сократить на одну треть срок наказания в виде лишения свободы лицам, предусмотренным подпунктами 1 - 3 пункта 2 настоящего Постановления, и лицам, принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, осужденным за преступления, предусмотренные подпунктом 3 пункта 16 настоящего Постановления, по вступившим в законную силу приговорам, вынесенным до дня вступления в силу настоящего Постановления.
  13. Сократить на один год срок наказания в виде лишения свободы на определенный срок осужденным по приговорам, вступившим в законную силу до дня вступления в силу настоящего Постановления, если эти лица не подпадают под действие пунктов 1 - 4, 11, 12 настоящего Постановления.
  14. Освободить от дополнительных видов наказаний, не исполненных на день вступления в силу настоящего Постановления, за исключением дополнительного наказания в виде лишения права управлять транспортным средством, лиц, освобожденных от наказания на основании пунктов 1 - 5 настоящего Постановления, а также лиц, указанных в пунктах 1 - 5 настоящего Постановления, освобожденных от отбывания основного наказания до вступления в силу настоящего Постановления.
  15. Снять судимость с:
    1. лиц, освобожденных от наказания на основании пунктов 1 - 5 и 14 настоящего Постановления;
    2. лиц, имеющих судимость после отбытия наказания в виде лишения свободы за умышленные преступления на срок до пяти лет включительно, ранее не отбывавших лишение свободы;
    3. лиц, имеющих судимость после отбытия наказания в виде лишения свободы на срок до пяти лет включительно за преступления, совершенные по неосторожности;
    4. лиц, указанных в пункте 2 настоящего Постановления;
    5. лиц, имеющих судимость после отбытия наказания в виде лишения свободы за преступления, совершенные в возрасте до 16 лет;
    6. лиц, имеющих судимость после отбытия наказания в виде лишения свободы на срок до шести лет включительно за преступления, совершенные в возрасте от 16 до 18 лет, ранее не отбывавших лишение свободы;
    7. лиц, имеющих судимость за преступления, указанные в пункте 4 настоящего Постановления;
    8. лиц, имеющих судимость после отбытия наказания, не связанного с лишением свободы, после условно-досрочного освобождения от отбывания наказания до дня вступления в силу настоящего Постановления, после отбытия более мягкого вида наказания, на который до дня вступления в силу настоящего Постановления была заменена неотбытая часть более строгого наказания.
  16. Не распространять действие:
    1. пунктов 1 - 15 настоящего Постановления на:
      лиц, освобождавшихся после 2010 года от наказания в порядке помилования или в соответствии с актами об амнистии и вновь совершивших умышленные преступления;
      лиц, совершивших преступление при особо опасном рецидиве преступлений;
      осужденных более двух раз к лишению свободы за умышленные преступления;
      осужденных за умышленные преступления, ранее осуждавшихся к лишению свободы за преступления, предусмотренные подпунктом 3 настоящего пункта;
    2. пунктов 1 - 4, 11 - 13 настоящего Постановления - на лиц, вновь совершивших умышленные преступления в местах лишения свободы;
    3. пунктов 1 - 3, подпункта 3 пункта 4, пунктов 5, 11, 14, 15 настоящего Постановления - на лиц, отбывающих (отбывших) наказание за совершение преступлений, предусмотренных:
      частью первой статьи 66, частью первой статьи 67, статьями 102, 191.2, 191.5 Уголовного кодекса РСФСР;
      статьей 105, частью второй статьи 110, частями пятой и шестой статьи 110.1, статьями 110.2, 111, частью второй статьи 117, частью третьей статьи 122, частями второй и третьей статьи 126, частью третьей статьи 127, частями второй и третьей статьи 127.1, частью третьей статьи 127.2, статьями 131, 132, частями третьей - шестой статьи 134, частями второй - пятой статьи 135, статьями 142 - 143, 145.1, 149, частями второй - четвертой статьи 150, частью третьей статьи 151, частью четвертой статьи 158, частью четвертой статьи 159, частью седьмой статьи 159 (кроме впервые осужденных лиц, выполнивших обязательства по возврату имущества и (или) возмещению убытков потерпевшим), частью четвертой статьи 159.1 (кроме впервые осужденных лиц, выполнивших обязательства по возврату имущества и (или) возмещению убытков потерпевшим), частью четвертой статьи 159.2, частью четвертой статьи 159.3, частью четвертой статьи 159.5, частью четвертой статьи 159.6, частью четвертой статьи 160, частью третьей статьи 161, частями второй - четвертой статьи 162, частями второй и третьей статьи 163, частью второй статьи 164, частями третьей и четвертой статьи 166, частями второй и третьей статьи 186, частью третьей статьи 189, пунктом "а" части третьей статьи 194 (кроме впервые осужденных лиц, выполнивших обязательства по уплате таможенных платежей), пунктом "б" части третьей и частью четвертой статьи 194, частями второй и третьей статьи 200.2, частью шестой статьи 200.5, частью второй статьи 201.1, частью второй статьи 203, частью восьмой статьи 204, статьями 205, 205.1, 205.3 - 205.5, 206, 208 - 211, частями первой и четвертой статьи 212 (кроме лиц, совершивших неоконченные преступления), частью третьей статьи 213, частью третьей статьи 220, частями второй и третьей статьи 221, частями второй и третьей статьи 222, частями второй и третьей статьи 222.1, частями второй и третьей статьи 223, статьями 223.1, 226 - 227, частями второй и третьей статьи 228, частями четвертой и пятой статьи 228.1, частью второй статьи 228.4, статьями 229, 229.1, частями второй и третьей статьи 230, частью второй статьи 231, частями второй и третьей статьи 232, частями второй и третьей статьи 238.1, частями второй и третьей статьи 240, частями второй и третьей статьи 241, частью третьей статьи 242, статьями 242.1, 242.2, частями второй - третьей.1 статьи 258.1, частями второй.1 и четвертой статьи 263, частями четвертой и шестой статьи 264, частями четвертой и пятой статьи 274.1, статьями 275 - 279, 281, частью третьей статьи 282.1, частью третьей статьи 282.2, частью третьей статьи 285, частью второй статьи 285.4, частью третьей статьи 286, частями пятой и шестой статьи 290, частями четвертой и пятой статьи 291, частью четвертой статьи 291.1, статьями 295, 299 - 303, 305, частью четвертой статьи 309, статьями 315, 317, частью второй статьи 318, частью третьей статьи 321, частью второй статьи 322.1, частями пятой и шестой статьи 327.1, частью второй статьи 333, частью второй статьи 334, частью третьей статьи 335, частью второй статьи 338, частью третьей статьи 349, статьями 353, 355 - 361 Уголовного кодекса Российской Федерации;
    4. пунктов 6 - 10 настоящего Постановления - на лиц, подозреваемых и обвиняемых (включая подсудимых и осужденных, приговоры в отношении которых не вступили в законную силу) в совершении преступлений, предусмотренных подпунктом 3 настоящего пункта.
  17. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Пункты 1 - 6, 14 настоящего Постановления подлежат исполнению в течение двух месяцев со дня его вступления в силу.
Пункты 11 - 13 настоящего Постановления подлежат исполнению в течение шести месяцев со дня его вступления в силу.

Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.В.ВОЛОДИН

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТАМ ПОСТАНОВЛЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ "ОБ ОБЪЯВЛЕНИИ
АМНИСТИИ В СВЯЗИ С 75-ЛЕТИЕМ ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
ВОЙНЕ 1941 - 1945 ГОДОВ" И "О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "ОБ ОБЪЯВЛЕНИИ АМНИСТИИ В СВЯЗИ
С 75-ЛЕТИЕМ ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ
1941 - 1945 ГОДОВ"

В соответствии со статьей 103 Конституции Российской Федерации Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации наделена правом объявления амнистии. Объявление амнистии входит в исключительную компетенцию Государственной Думы. Реализация Государственной Думой ее конституционного полномочия объявлять амнистию в качестве акта милости, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 5 июля 2001 г. N 11-П, предполагает полное или частичное освобождение определенных категорий лиц от уголовной ответственности и наказания, исходя не только из политической или экономической целесообразности, но, прежде всего, из веры в добро и справедливость, а также из социальной обусловленности такой гуманистической акции в демократическом правовом государстве.
За время действия Конституции Российской Федерации было объявлено девять "широких" амнистий - в 1994 году в связи с принятием Конституции Российской Федерации (Постановление Государственной Думы от 23 февраля 1994 г. N 63-1 ГД), в 1995 году в связи с 50-летием Победы в Великой Отечественной войне (Постановление Государственной Думы от 19 апреля 1995 г. N 714-1 ГД), в 1997 году (Постановление Государственной Думы от 24 декабря 1997 г. N 2038-II ГД), в 1999 году (Постановление Государственной Думы от 18 июня 1999 г. N 4147-II ГД), в 2000 году в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне (Постановление Государственной Думы от 26 мая 2000 г. N 398-III ГД), в 2001 году в отношении несовершеннолетних и женщин (Постановление Государственной Думы от 30 ноября 2001 г. N 2172-III ГД), в 2006 году в связи со 100-летием учреждения Государственной Думы в России (Постановление Государственной Думы от 19 апреля 2006 г. N 3043-IV ГД), в 2013 году в связи с 20-летием принятия Конституции Российской Федерации (Постановление Государственной Думы от 18 декабря 2013 г. N 3500-6 ГД) и в 2015 году в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне (Постановление Государственной Думы от 24 апреля 2015 г. N 6576-6 ГД), а также ряд амнистий, затрагивавших ограниченный круг лиц (ветераны Великой Отечественной войны, бывшие узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных нацистской Германией и ее союзниками в период Второй мировой войны, лица, совершившие общественно опасные деяния в ходе вооруженных конфликтов на Северном Кавказе, и др.). Однако после 2015 года в Российской Федерации не объявлялось ни одной амнистии.
Пятилетний перерыв между амнистиями является беспрецедентным за весь период действия Конституции Российской Федерации. В связи с этим предлагается установить максимально широкий круг лиц, в отношении которых должна быть применена амнистия в связи с 75-летием Победы в Великой Отечественной войне, с учетом опыта предыдущих "широких" амнистий.
Так, все "широкие" амнистии предусматривали освобождение от наказания в виде лишения свободы осужденных, относящихся к определенным категориям, заслуживающим снисхождения с учетом личности виновного. В связи с этим предлагается освободить от наказания все категории осужденных, подпадавших под предыдущую амнистию 2015 года, а также
- с учетом амнистии 2001 года
- женщин, являющихся женами инвалидов войны I или II группы, а также вдовами или одинокими матерями, чьи мужья и (или) сыновья (дочери) погибли при защите Отечества. При этом предлагается с учетом амнистий 1997, 1999 и 2000 годов освободить таких лиц от наказания независимо от назначенного срока.
Осужденных к лишению свободы за преступления, совершенные в возрасте до 16 лет, и осужденных к лишению свободы на срок до шести лет включительно за преступления, совершенные в возрасте от 16 до 18 лет, ранее не отбывавших лишение свободы, предлагается освободить от наказания исходя из опыта амнистий 2001, 2006 и 2013 годов (и принимая во внимание, что все остальные "широкие" амнистии также предусматривали их применение к несовершеннолетним в том или ином объеме). При этом учитывается, что амнистия 2001 года предусматривала освобождение от наказания указанных категорий осужденных, если назначенный им срок лишения свободы не превышал шести лет, а согласно части шестой статьи 88 Уголовного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ) наказание в виде лишения свободы лицам, совершившим преступления в возрасте до 16 лет (кроме особо тяжких преступлений - но освобождение совершивших их лиц от наказания не предусматривается), назначается на срок не свыше шести лет.
В части освобождения от наказания лиц, осужденных к лишению свободы за умышленные преступления на срок до пяти лет включительно, ранее не отбывавших лишение свободы, предлагается учесть опыт амнистий 1999 и 2000 годов в отношении осужденных женщин. Однако, исходя из принципа тендерного равенства, предлагается освободить от наказания всех осужденных к лишению свободы за умышленные преступления на срок до пяти лет включительно, ранее не отбывавших лишение свободы.
Предлагаемое освобождение от наказания осужденных к лишению свободы на срок до пяти лет включительно за преступления, совершенные по неосторожности, ранее предусматривалось амнистиями 1999, 2000 и 2015 годов.
Также предлагается освободить от наказания осужденных за массовые беспорядки (кроме прохождения обучения в целях организации массовых беспорядков или участия в них) и за преступления, совершенные в ходе несанкционированных собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирований их участниками. Это вызвано проведением в последние годы в различных регионах России многочисленных публичных мероприятий протестного характерах. Часть таких мероприятий не была согласована уполномоченными органами государственной власти или местного самоуправления, что приводило к противостоянию их участников с сотрудниками правоохранительных органов, а в ряде случаев - и к применению насилия в отношении последних.
Вместе с тем нельзя не учитывать, что органы власти нередко оказывались не готовы обеспечить реализацию конституционного права граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. В их работе не всегда учитывалась многократно выраженная Европейским Судом по правам человека позиция, согласно которой:
- государство должно воздерживаться от применения произвольных мер, могущих нарушить право на мирные публичные акции, и не обладает полной свободой действий даже в случае нарушения их участниками установленных правил проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования;
- правила, регулирующие порядок публичных собраний, включая требование предварительного уведомления, имеют существенное значение для спокойного проведения публичных мероприятий, позволяя властям минимизировать помехи уличному движению и принять иные меры безопасности, но их исполнение не может быть самоцелью и не должно создавать скрытые препятствия для реализации свободы мирных собраний, защищаемой Конвенцией о правах человека и основных свободах;
- публичные власти должны проявлять определенную толерантность по отношению к мирным собраниям даже тогда, когда они могут вызвать некоторое нарушение обыденной жизни, включая помехи уличному движению, поскольку иначе свобода собраний лишилась бы своего существа;
- любые меры, препятствующие свободе собраний и свободе выражения мнений, кроме случаев подстрекательства к насилию или нарушения демократических принципов, оказывают демократии плохую услугу и даже угрожают ей.
Противоправные действия участников публичных мероприятий зачастую находились в прямой взаимосвязи с необоснованным, чрезмерным применением силы сотрудниками правоохранительных органов. В связи с этим освобождение от наказания участников публичных мероприятий, совершивших в ходе их проведения общественно опасные деяния, стало бы адекватным средством восстановления баланса публичных и частных интересов и, безусловно, послужило бы укреплению гражданского мира и согласия в обществе.
При этом применительно к массовым беспорядкам предлагается с учетом общественной опасности данного преступления освободить от наказания осужденных за участие в массовых беспорядках или призывы к ним независимо от доведения преступления до конца, а осужденных за организацию массовых беспорядков либо за склонение, вербовку или иное вовлечение лица в их совершение - только в случаях, когда преступление осталось неоконченным.
Также предлагается с учетом имеющейся правоприменительной практики освободить от наказания осужденных за осуществление деятельности на территории Российской Федерации иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации ее деятельности.
Следует отметить, что освобождение от наказания осужденных за конкретные преступления (участие в массовых беспорядках либо призывы к ним, хулиганство, простое нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств) уже применялось в ходе "широкой" амнистии 2013 года. Более того, амнистия, объявленная Постановлением Государственной Думы от 2 июля 2013 г. N 2559-6 ГД, целиком была основана на освобождении от наказания осужденных за двадцать семь конкретных составов преступлений (в основном в сфере экономической деятельности).
При этом в отношении подозреваемых и обвиняемых, которые в случае их осуждения подпадали бы под амнистию, предусматривается прекращение уголовных дел.
Освобождение от наказания условно осужденных, осужденных, которым неотбытая часть наказания заменена более мягким видом наказания или отбывание наказания которым отсрочено, а также осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы, является традиционным для актов амнистий в Российской Федерации. С учетом опыта амнистий 2001 и 2006 годов предлагается освободить от наказания также условно-досрочно освобожденных от оставшейся неотбытой части наказания.
Кроме того, предлагается сократить (в различных размерах, с учетом опыта прежних амнистий) сроки наказаний по приговорам, вступившим в законную силу до дня вступления в силу предлагаемого постановления об амнистии, ряду категорий осужденных, если они не подлежат освобождению от наказания. Это позволит одинаково подойти к одним и тем же категориям осужденных независимо от времени, когда начал течь назначенный им срок наказания (ранее акты амнистии предусматривали освобождение от наказания отдельных категорий осужденных, отбывших определенную часть назначенного срока наказания ко дню вступления в силу акта амнистии, и сокращение неотбытой части наказания отдельным категориям осужденных, не отбывших соответствующей части срока).
С учетом опыта амнистий 2000, 2001 и 2015 годов всех осужденных, освобождаемых от основного наказания, предлагается освободить и от дополнительных видов наказаний, за исключением дополнительного наказания в виде лишения права управлять транспортным средством. Также предлагается снять судимость с лиц, освобождаемых от наказания в соответствии с актом амнистии (с учетом опыта амнистии 2015 года), а также с лиц, уже отбывших наказание, если они подлежали бы освобождению от него в соответствии с актом амнистии.
Вместе с тем традиционным для актов амнистии является их нераспространение (полностью или в основной части) на лиц, совершивших определенные преступления. В связи с этим предлагается не распространять действие основных положений предлагаемой амнистии на лиц, совершивших:
- особо тяжкие преступления;
- тяжкие преступления, за которые безальтернативно предусмотрено наказание в виде лишения свободы, кроме:
- незаконных производства, сбыта или пересылки наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (незаконных сбыта или пересылки растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества), совершенных в размере, не достигающем крупного, и без иных квалифицирующих признаков, предусмотренных частью четвертой статьи 228.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (организованной группой, лицом с использованием своего служебного положения, лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, в отношении несовершеннолетнего);
- преступлений, совершившие которые лица никогда ранее не выводились из-под действия актов амнистии, если соответствующие составы преступлений были предусмотрены к моменту принятия последнего на данный момент постановления Государственной Думы об амнистии, а ответственность за них не была ужесточена;
- наиболее серьезные преступления против политических и социальных конституционных прав граждан и против правосудия, не относящиеся к тяжким и особо тяжким.
Также акты амнистий (кроме амнистии 2013 года) традиционно не распространялись на лиц, совершивших ряд преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом РСФСР 1960 года. Однако следует учитывать, что данный Кодекс утратил силу 1 января 1997 г. (со дня введения в действие Уголовного кодекса Российской Федерации 1996 года), то есть более двадцати трех лет назад.
Статья 48 Уголовного кодекса РСФСР предусматривала 15-летний абсолютный срок давности привлечения к уголовной ответственности, который 31 декабря 2011 г. истек для всех преступлений, совершенных ранее 1 января 1997 г. Единственным исключением из этого правила являлись преступления, за которые могла быть назначена смертная казнь.
Однако Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает возможность назначения смертной казни только за четыре состава преступлений, за которые данный вид наказания предусматривался Уголовным кодексом РСФСР, - квалифицированное убийство (статья 102 Уголовного кодекса РСФСР и часть вторая статьи 105 Уголовного кодекса Российской Федерации) и посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование, сотрудника правоохранительного органа (часть первая статьи 66, часть первая статьи 67, статьи 191.2, 191.5 Уголовного кодекса РСФСР и статьи 277, 295 и 317 Уголовного кодекса Российской Федерации).
За все указанные преступления Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает также возможность назначения наказания в виде пожизненного лишения свободы. Поскольку Уголовным кодексом РСФСР такое наказание не предусматривалось, санкции Уголовного кодекса РСФСР за указанные преступления признаются более мягкими.
Таким образом, с 1 января 2012 г. привлечение к уголовной ответственности по Уголовному кодексу РСФСР возможно только по части первой статьи 66, части первой статьи 67, статьям 102, 191.2 и 191.5. Лиц, осужденных за данные преступления, предлагается вывести из-под действия большинства положений акта амнистии.
Что касается иных составов преступлений, за которые Уголовным кодексом РСФСР предусматривалась смертная казнь (измена Родине; шпионаж; бандитизм; действия, дезорганизующие работу исправительно-трудовых учреждений, совершенные особо опасными рецидивистами или лицами, осужденными за тяжкие преступления; умышленные действия, совершенные в составе незаконных вооруженных формирований, если они повлекли гибель людей; уклонение от призыва по мобилизации в военное время; изнасилование, совершенное особо опасным рецидивистом или повлекшее особо тяжкие последствия, а равно изнасилование малолетней; угон воздушного судна, повлекший гибель людей или причинение тяжких телесных повреждений, а равно совершенный организованной группой; терроризм, повлекший смерть человека; ряд воинских преступлений), то Уголовный кодекс Российской Федерации не предусматривает смертной казни за их совершение. В связи с этим даже в случае привлечения в настоящее время к уголовной ответственности лиц, совершивших эти преступления до 1 января 1997 г., к ним применяются положения Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации.
Но и лицам, совершившим преступления, на которые акт амнистии в целом не распространяется, может быть оказано милосердие. В связи с этим предлагается сократить на одну треть срок наказания в виде лишения свободы указанным лицам, участвовавшим в боевых действиях по защите Отечества и приравненным к таковым (с учетом опыта амнистии 2000 года), а также принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Всем же остальным осужденным, совершившим преступления, выводимые из-под действия акта амнистии (кроме лиц, вновь совершивших умышленные преступления в местах лишения свободы, лиц, совершивших умышленные преступления после применения к ним актов амнистии или помилования за последние десять лет, лиц, совершивших преступление при особо опасном рецидиве преступлений), предлагается сократить срок наказания на один год (с учетом опыта амнистий 2000 и 2001 годов).

 

 

 

 

 

Данная публикация не является юридической консультацией и носит рекомендательный характер.

Основная цель деятельности 

удовлетворить потребности любого Клиента.

Новое

Сертификаты

Офис в г. Архангельск

ул. Урицкого, 17, эт. 5, оф. 506
Телефон: +7 (911) 552 69 81
Email: fofanoff@yandex.ru

lorem

Яндекс.Метрика Rambler's Top100